Новости

Уважаемые коллеги!

В настоящее время принимается множество нормативных правовых актов, рекомендаций и разъяснений,  касающихся деятельности организаций в период пандемии. Для членов Ассоциации СРО «МОП»  мы постарались систематизировать их по разным темам. 

Информация постоянно меняется, как и ситуация в мире. Данные будут  обновляться и дополняться.

Если у вас есть вопросы, замечания или предложения в отношении указанной выше информации просим присылать их на эл. адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

 

  1. Указ Президента РФ от 11 мая 2020 г. N 316
    "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
  2. Указ Мэра Москвы от 07.05.2020 56-УM
  3. Указ Мэра Москвы от 07.05.2020 55-УM
  4. Указ Мэра Москвы от 28.04.2020 51-УM
  5. Указ Мэра Москвы от 18.04.2020 44-УM
  6. Указ Мэра Москвы от 18.04.2020 45-УM
  7. Информация о введении пропусков или ограничений на передвижение по регионам (некоторым муниципальным образованиям) Российской Федерации исходя из нормативных актов, опубликованных на 16 апреля 2020 г.*
  8. Указ Мэра Москвы от 11.04.2020 № 43-УМ «Об утверждении Порядка оформления и использования цифровых пропусков для передвижения по территории города Москвы в период действия режима повышенной готовности в городе Москве»
  9. Указ Мэра Москвы от 10.04.2020 №42-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020г. №12-УМ»
  10. Указ Мэра Москвы от 04.04.2020 №39-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020г. №12-УМ»

  1. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2020 г N 557

    Приложение № 3 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 дополнено пунктом 3 следующего содержания:

    "3. Оценка соответствия объектов капитального строительства в целях выдачи заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3 8 и 3 9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводится в виде выездных проверок исключительно по основанию, установленному подпунктом "а" пункта 3 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также по извещению от застройщика (заказчика) об окончании строительства в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации."

  2. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году"

    Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации приведены в Приложении № 3:
    • продлевается срок действия разрешений на строительство;
    • продлевается срок действия квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий;
    • продлевается срок применения проекта планировки территории, градостроительного плана земельного участка для целей, предусмотренных частью 5 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
    • продлевается срок использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, для целей, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктами 3 и 4 части 21.15 статьи 51, части 10 статьи 573 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

    Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" приведены в Приложении № 5;

    Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" приведены в Приложении № 6;

    Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом "Об электроэнергетике" приведены в Приложении № 8:

    • переносятся сроки проведения первичной аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики;
    • продлеваются сроки действий имеющейся аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики.
  3. Информация Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 апреля 2020 г. "Минстрой России продлит на год все разрешения на строительство, срок действия которых истекает до 1 января 2021 года"
  4. Разъяснения Ростехнадзора по вопросам реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году"
  5. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 7 апреля 2020 г. N 148 "О продлении срока действий удостоверений экспертов в области промышленной безопасности"

Оформление трудовых правоотношений

  1. Нерабочие дни
    • Указ Президента РФ от 28 апреля 2020 г N 294
    • Информация Министерства труда и социальной защиты РФ “Вопросы-ответы по организации работы и соблюдению прав работников в период нерабочей недели” (по состоянию на 07.04.2020)
    • Указ Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
    • Дополнительные рекомендации в связи с указом Президента РФ от 25 марта 2020г. № 206 (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 марта 2020 г. N 14-4/10/П-2741)
    • Рекомендации работодателям в отношении применения (распространения) на работников режима нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 г. (одобрены по итогам заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 26 марта 2020 г.)
    • Рекомендации работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 марта 2020 г. N 14-4/10/П-2696)
    • Указ Президента РФ от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней"

    Информация Федеральной службы по труду и занятости от 24 марта 2020 г.: "Сервис "Коронавирус: горячая линия" запущен на  "Онлайнинспекция.рф". 

  2. В отношении лиц, старше 65 лет
    • Информация Фонда социального страхования РФ от 18 мая 2020 г. "Вниманию работающих (застрахованных) лиц возраста 65 лет и старше (дата рождения 12 мая 1955 года и ранее)"
    • Информация Фонда социального страхования РФ от 18 мая 2020 г. "Памятка работодателю (страхователю), с которым в трудовых отношениях состоят лица возраста 65 лет и старше"
    • Постановление Правительства РФ от 15 мая 2020 г. N 683 "О внесении изменения во Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше"
    • Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2020 г. N 517 “О внесении изменений во Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше”
    • Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2020 г. N 402 "Об утверждении Временных правил оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше"
    • Информация Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18 марта 2020 г. "О рекомендациях по профилактике новой коронавирусной инфекции для тех, кому 60 и более лет"
    • Указ Мэра Москвы от 02.04.2020 №36-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020г. №12-УМ» (Пункт 8 – продление режима самоизоляции для граждан в возрасте старше 65 лет по 01 мая 2020 года)
    • Указ Мэра Москвы от 23.03.2020 №26-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020г. №12-УМ» (Пункты 5.1, 5.2, 5.4.1-5.4.4., 5.5, 6.4, 6.5)
  3. Регистрация на портале «Работа в России»:

    1. Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. N 486 "Об утверждении Временных правил представления работодателями информации о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, а также иных сведений о занятости в информационно-аналитическую систему Общероссийская база вакансий "Работа в России"
    2. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 марта 2020 г. N 16-2/10/В-2328 «Об оперативном контроле ситуации на рынке труда в связи с распространением коронавирусной инфекции 
    3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 марта 2020 г. N 152 "О внесении изменений в приложения N 1 - 8 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 декабря 2014 г. N 1207 "О проведении оперативного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников, а также численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости"
    4. Постановление Правительства РФ от 25 августа 2015 г. N 885 "Об информационно-аналитической системе Общероссийская база вакансий "Работа в России" 
    5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 декабря 2014 г. N 1207 "О проведении оперативного мониторинга высвобождения и неполной занятости работников, а также численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости"
    6. Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года №1032-1

 

  1. Постановление Правительства РФ 647 от 08.05.2020
  2. Постановление Правительства РФ 591 от 26.04.2020
  3. Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ
    • Справка Государственно-правового управления к Федеральному закону от 24.04.2020 № 124-ФЗ
  4. Информация Минфина России от 6 апреля 2020 г.  “Правительство Российской Федерации утвердило особенности закупок в период нерабочих дней до 30 апреля”
  5. Информация Министерства финансов РФ от 14 апреля 2020 г. "Минфин России внес в Правительство дополнительные предложения по порядку проведения закупок в связи с пандемией"
  6. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 5 апреля 2020 г. N МЕ/28054/20 О работе электронных площадок
  7. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 443 "Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции"
  8. Письмо Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2020 г. NN 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV":
    • распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы
    • о возможности проведения закупок у единственного поставщика
  9. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2020 г. N ИА/27895/20 "О дистанционном рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников Закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"
  10. Письмо Минстроя России от 31.03.2020
  11. Информационное сообщение Минфина России от 27 марта 2020 г. "Дополнительное информационное сообщение участникам контрактной системы об осуществлении закупок в нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020 г."
  12. Письмо Минфина России от 26 марта 2020 г. N 24-06-08/24077 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни"

  1. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1
  2. Информация ТПП РФ: https://tpprf.ru/ru/news/otkrytie-goryachey-linii-dlya-predprinimateley-i350961/
  3. Информация ТПП Москвы: https://mostpp.ru/news/fors-mazhor/fors-mazhor-iz-za-koronavirusa-voprosy-i-otvety/?fbclid=IwAR0jm-WvVUnmgKexdUiPEpKhHjOiWfYBiROwsN9Jy7jvbwYe3utGHsuv5DU
  4. Письмо Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2020 г. NN 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV"
  5. Письмо ФАС России от 18.03.2020

 

  1. Обзор Верховного суда РФ от 21.04.2020 по вопросам применения законодательства об административных правонарушениях
  2. Распоряжение Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. N 975-р «Об утверждении Перечня должностных лиц органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
  3. Распоряжение Правительства РФ от 7 апреля 2020 г. N 911-р «Об утверждении Соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством Москвы о передаче Министерству внутренних дел Российской Федерации части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях…»
  4. Указ Мэра Москвы от 4 апреля 2020 г. № 40-УМ «Об особенностях применения мер ответственности за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями режима повышенной готовности в городе Москве»
  5. Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации"
  6. Закон г. Москвы от 1 апреля 2020 г. N 6 "О внесении изменений в статьи 2 и 8 Закона города Москвы от 10 декабря 2003 года N 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве" и Закон города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"
  7. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" 
  8. Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

  1. Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2020 г. N 1170-р
  2. Федеральный закон от 24.04.2020 № 134-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" в части упрощения процедуры приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства"
  3. Федеральный закон от 24.04.2020 № 135-ФЗ "О внесении изменения в статью 13.3 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"

Изменения, внесенные в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", позволяют иностранным гражданам, прибывшим в Россию в безвизовом порядке и ведущим трудовую деятельность на основании патента, неоднократно обращаться с заявлением о переоформлении патента без выезда из страны.
В условиях пандемии коронавируса такой подход позволит сохранить законопослушным иностранным гражданам право на пребывание и ведение трудовой деятельности в России.

  1. Указ Президента РФ от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
  2. Информация МВД России от 18 апреля 2020 г. "МВД России разъясняет временные меры в сфере миграции, направленные на предотвращение дальнейшего распространения коронавирусной инфекции"
  3. Федеральный закон от 7 апреля 2020 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25 и 25.6 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и статьи 5 и 16 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (вступает в силу с 7 июля 2020 года)
  4. Разъяснения МВД России от 19 марта 2020г.
  5. Информация ОАО "РЖД" от 17 марта 2020 г. "О временном порядке пересечения государственной границы Российской Федерации иностранными гражданами"
  6. Распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2020 г. N 635-р

Национальное объединение строителей резюмировало, что на сегодняшний день большинство субъектов Российской Федерации положительно отнеслись к инициативе профессионального сообщества, Минстроя России, НОСТРОЙ и самих саморегулируемых организаций не прерывать деятельность стройкомплекса для сохранения условий безопасного проживания граждан, а также для осуществления непрерывных производственных строительных процессов на территории России даже в сложившейся эпидемиологической ситуации. Представители вышеупомянутых организаций смогли аргументированно доказать, что непрерывная деятельность строительных компаний напрямую связана с развитием и жизнеобеспечением каждого субъекта страны.

Эти данные, в свою очередь, были получены нацобъединением из распоряжений региональных органов государственной власти, через саморегулирумемые организации, работающие в рамках заключённых между НОСТРОЙ и органами власти субъектов соглашений, а также взяты с портала государственной системы правовой информации. 

По состоянию на текущий момент можно констатировать, что в 49 субъектах России постановлениями местных правительств и иными нормативными актами региональных органов исполнительной власти строительство РАЗРЕШЕНО с соблюдением норм противоэпидемической безопасности. Еще в 38 субъектах функционирование строительных площадок, деятельность строительных компаний, предприятий строительной индустрии и производства строительных материалов НЕ ЗАПРЕЩЕНА, что также позволяет им работать при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических норм безопасности, обеспечивая тем самым жизнедеятельность данных регионов. Оставшиеся 8 субъектов пока не выпустили нормативных актов, определяющих возможность или невозможность осуществления деятельности строительных компаний. 

Результаты анализа постановлений/решений/поручений/писем органов государственной власти субъектов Российской Федерации

О принятых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в части строительства.

Решение

Количество субъектов РФ

Наименования субъектов РФ

1

Стройка разрешена

49

Алтайский край

Архангельская область

Белгородская область

Брянская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Кировская область

Костромская область

Красноярский край

Курская область

Ленинградская область

Москва

Московская область

Мурманская область

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Пермский край

Приморский край

Псковская область

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Карелия

Республика Крым

Республика Северная Осетия — Алания

Республика Татарстан

Республика Хакасия

Рязанская область

Самарская область

Санкт-Петербург

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Севастополь

Смоленская область

Тульская область

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Ямало-Ненецкий автономный округ

Ярославская область

2

В перечень организаций, деятельность которых запрещена строительные организации не включены

28

Амурская область

Астраханская область

Владимирская область

Забайкальский край

Ивановская область

Иркутская область

Калининградская область

Калужская область

Камчатский край

Кемеровская область

Краснодарский край

Липецкая область

Орловская область

Пензенская область

Республика Адыгея

Республика Башкортостан

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Республика Калмыкия

Республика Коми

Республика Мордовия

Республика Саха (Якутия)

Республика Тыва

Ростовская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Тверская область

Томская область

4

На 06.04.2020 нет разъяснений или отсутствуют соответствующие документы на портале правовой информации по субъектам

8

Еврейская автономная область

Кабардино-Балкарская республика

Карачаево-Черкесская Республика

Курганская область

Магаданская область

Ненецкий автономный округ

Республика Марий Эл

Чукотский автономный округ

Более детальная информация по каждому субъекту Российской Федерации приведена в таблице (Приложение № 1).

В НОСТРОЙ отмечают, что ещё неделю назад ситуация с запретом работы строительных предприятий была достаточно плачевной. Но благодаря усилиям Минстроя России, который работал в тесном взаимодействии с профессиональным сообществом, с НОСТРОЙ и региональными СРО, в полном соответствие с Указом Президента Российской Федерации №239 от 02.04.2020 сейчас ситуация в корне изменилась. Многочисленные обращения Минстроя России, НОСТРОЙ и иных общественных объединений, прошедшие в Аппарате Правительства совещания курирующего строительную отрасль вице-премьера Марата Хуснуллина, на которых была представлена соответствующая аргументация, а также их активное освещение в СМИ, привели к тому, что буквально за неделю большинство субъектов страны приняли абсолютно правильные решения о том, чтобы разрешить или же хотя бы не запрещать строительным компаниям осуществлять свою деятельность. 

Работа строительных компаний должна выполняться с учетом соблюдения всех рекомендованных Минстроем России, Роспотребнадзором и Минтрудом противоэпидемиологических мер. Рекомендацию для строителей и типовой приказ с учетом лучших региональных практик вчера подготовил Экспертный Совет НОСТРОЙ в рамках исполнения распоряжения вице-премьера Марата Хуснуллина.

Также профессиональным сообществом был составлен перечень предложений, которые должны лечь в основу комплекса мер по поддержке строительной отрасли в период карантина, объективно доказывающие необходимость включения строительства как на региональном, так и на федеральном уровне в перечень отраслей, непрерывная деятельность которых влияет на развитие экономики России в целом и каждого её субъекта в отдельности.

Принятие всех перечисленных выше решений федеральными и региональными органами власти повлияла проводимая саморегулируемыми организациями, Минстроем России и НОСТРОЙ грамотная информационная политика. Своё влияние также оказали направленные саморегулируемыми организациями обращения в адрес региональной власти, в которых приводились в пример уже имеющиеся положительные практики признания строительства важной для экономики субъектов отраслью.
 

Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году"

В Приложении 3 к указанному Постановлению установлены особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.

Минфин России осуществляет подготовку проекта нормативно-правового акта Правительства Российской Федерации, предусматривающего возможность с 6 апреля 2020 г. осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в нерабочие дни, в том числе:

  • проводить процедуры электронных аукционов и подачи окончательных предложений о цене контракта при проведении открытых конкурсов в электронной форме в нерабочие дни;
  • членам комиссии по осуществлению закупок рассматривать заявки на участие в закупках дистанционно, в том числе с применением систем видеоконференц-связи.

Письмо Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2020 г. №№ 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 “О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV”
Минфин России, МЧС России, ФАС России в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, настоящим сообщают следующее.


1. Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
При этом требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Учитывая изложенное, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.


2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее соответственно - Закон N 44-ФЗ, Закон N 98-ФЗ) заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Учитывая, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик, в том числе для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), вправе осуществить на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств, - то есть заказчик вправе осуществить такую закупку при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).


3. Согласно части 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы.
Таким образом, в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ требованию об уплате таких неустоек.

Free Joomla Templates by JoomlaShine.com