Новости

Письмо Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2020 г. №№ 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 “О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV”
Минфин России, МЧС России, ФАС России в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, настоящим сообщают следующее.


1. Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
При этом требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Учитывая изложенное, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.


2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее соответственно - Закон N 44-ФЗ, Закон N 98-ФЗ) заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Учитывая, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик, в том числе для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), вправе осуществить на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств, - то есть заказчик вправе осуществить такую закупку при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).


3. Согласно части 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы.
Таким образом, в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ требованию об уплате таких неустоек.

На кого распространяется Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней"?


Работодатель обязан выполнять Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", которым с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочие дни.


Пунктом 2 Указа установлено, что он не распространяется на работников:
а) непрерывно действующих организаций;
б) медицинских и аптечных организаций;
в) организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;
г) организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения;
д) организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.


Пунктами 3-5 Указа установлено, что органы государственной власти и местного самоуправления, а также средства массовой информации определяют численность государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также работников, обеспечивающих функционирование этих органов и организаций в период действия Указа.

Круг организаций, который продолжают работу с 30 марта по 3 апреля, определен следующими документами:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 762-р (органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе вносить изменения в этот список на уровне регионов, исходя из санитарно-эпидемической ситуации в субъекте) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003300002;
Рекомендации работодателям в отношении применения (распространения) на работников режима нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 г., одобренные на заседании оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 26 марта 2020 г. http://static.government.ru/media/files/1rCRXQFzANZQKsZ0OJAuTaXma9xzMqa4.pdf;

Рекомендации работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и дополнения к ним:
https://rosmintrud.ru/labour/relationship/379
https://rosmintrud.ru/labour/relationship/380

Работники организаций, на которые не распространяется Указ, продолжают выполнять трудовые обязанности, в том числе при удаленной (на дому) организации работы. При этом необходимо соблюдать требования Минздрава России и Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции.

Остальным компаниям необходимо приостановить работу во время нерабочей недели. Работники, осуществляющие удаленный режим работы, по согласованию с работодателем имеют право на его продолжение в период действия Указа с обязательным соблюдением требований Минздрава России и Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции.


Как будет производиться оплата труда за нерабочую неделю, может ли работодатель уменьшить з/п, либо оклад?
Указом установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Наличие в календарном месяце (март, апрель 2020 года) нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы работникам.
Работникам, оплачиваемым сдельно, за указанные нерабочие дни выплачивается соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя. Суммы расходов на эти цели относятся к расходам на оплату труда в полном размере.


Работникам организаций, на которые не распространяется действие Указа, оплата производится в обычном, а не повышенном размере, так как нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням.


Повышенная оплата работающим может быть установлена работодателем самостоятельно.

Что делать с отпуском в период действия Указа?
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.

Если работник находится в отпуске в период с 30 марта по 3 апреля 2020 г., то отпуск на эти дни не продлевается.

Как вести табель в период действия Указа?
Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Наличие в календарном месяце (март, апрель 2020 года) нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы работникам.

С 1 января 2013 г. согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" унифицированные формы по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России N 1, не являются обязательными к применению.

Работодатели самостоятельно могут установить код для отражения в табеле учета рабочего времени указанный период, учитывая, что он является оплачиваемым.

Штрафные санкции за невыполнение Указа
Несоблюдение Указа Президента, в частности - продолжение работы в нерабочие дни, может нарушать трудовое законодательство.
В случае принуждения работника организации, не относящейся к категориям, которые должны работать на этой неделе, исполнять трудовые обязанности под угрозой сокращения заработной платы или увольнения - необходимо сообщить в инспекцию труда.
На основании поступающей информации работодателю незамедлительно направляется предостережение о недопущении нарушения, а также проводится проверка трудовой инспекции. В случае подтверждения данных фактов, применяются меры инспекторского реагирования, работодателю выдается предписание с требованием устранить нарушения. Неустранение нарушения чревато штрафом для должностных лиц от 1 до 20 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей от 1 до 5 тыс. руб., для юридических лиц от 30 до 50 тыс. руб.


Права работника восстанавливаются, работодатель привлекается к ответственности.
Сообщить о фактах нарушения можно в инспекцию труда в своем регионе, а также через сервис "Коронавирус: горячая линия" на портале "Онлайнинспекция.рф".

Обращаем внимание, что если сотрудники компании работают удаленно, то в таком случае продолжать трудовую деятельность можно.

Можно ли уволить в период действия Указа и как оформлять?
В организациях, на которые распространяется режим нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 года, и работники не работают, оформление прекращения трудовых отношений в этот период также не осуществляется.

На каких условиях должен оставаться дома работник старше 65 лет, если организация продолжает работать?
Работодатель обязан выполнять Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", которым с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочие дни.

Работники организаций, на которые не распространяется Указ, продолжают выполнять трудовые обязанности, в том числе при удаленной (на дому) организации работы. При этом необходимо соблюдать требования Минздрава России и Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции.

ТПП России открыла «горячую линию» для консультирования субъектов предпринимательской деятельности по вопросам форс-мажорных обстоятельств, возникших при исполнении договоров (контрактов) в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019.

«Горячая линия» начала работу с 18 марта с.г. Консультации осуществляются по следующему телефону:

8 800 201 34 30 (с 9:00 до 20:00) по будням.

Если же ваш вопрос касается мер, принятых Правительством РФ, в части Налоговой системы или Аренды муниципального и государственного имущества - позвоните по номеру телефона +7 903 150-20-94; трудовых взаимоотношений или госзакупок - +7 977 256-73-31; кредитования и субсидирования - +7 925 515-70-78.

   Принято  Постановление Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365 «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики»

   С 2019 г. отдельные категории работников не реже 1 раза в 5 лет обязаны проходить аттестацию в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, а также в сфере электроэнергетики. В связи с этим Правительство РФ установило:

  • категории работников, которые обязаны получать дополнительное профобразование в области промышленной безопасности;
  • порядок аттестации;
  • правила формирования аттестационных комиссий;
  • условия использования Единого портала тестирования в перечисленных областях.

   Уточнены требования к работникам, ответственным за производственный контроль на опасном объекте.

   Ростехнадзор уполномочен издавать акты, определяющие области аттестации, а также по согласованию с МЧС утверждать типовые дополнительные профессиональные программы.

С более подробной информацией можно ознакомится на сайте Ростехнадзора.

Предлагаем ознакомиться с Федеральным законом от 27 июня 2019 года №151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Указанным законом, помимо изменений в некоторые федеральные законы, внесены изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в том числе:

- уточняется, что работы по договорам по внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9. статьи 49 ГрК РФ, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования (см. часть 4 статьи 48 ГрК РФ).

-Дополнены должностные обязанности специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования (см. пункт 5 части 3 статьи 55.5-1 ГрК РФ):

к должностным обязанностям специалиста по организации архитектурно-строительного проектирования относится утверждение в соответствии с частью 15.2 статьи 48  ГрК РФ подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49  ГрК РФ.

Установлено, что данная должностная обязанность исполняется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта (см. часть 3.1. статьи 55.5.-1 ГрК РФ).

Согласно части 15.2. статьи 48 ГрК РФ внесенные в соответствии с частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ изменения проектной документации застройщик или технический заказчик вправе утвердить при наличии подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ, предоставленного лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, утвержденного привлеченным этим лицом в соответствии с ГрК РФ специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта.

- определено, что Минстроем России могут быть установлены дополнительные требования к специалисту, указанному в части 3.1 статьи 55.5.-1 ГрК РФ (см. часть 6.1. статьи 55.5.-1 ГрК РФ).

- Введено понятие института экспертного сопровождения проекта, статья 49 ГрК РФ дополнена частями 3.8.-3.11, в том числе:

в части 3.8. статьи 49 ГрК РФ по решению застройщика установлена возможность внесения изменений в получившую положительное заключение экспертизы проектную документацию без ее повторной экспертизы, если такие изменения одновременно соответствуют следующим требованиям:

1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;

2) не влекут за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов;

3) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта;

4) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;

5) соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В части 3.9. статьи 49 ГрК РФ по решению застройщика или технического заказчика установлена возможность осуществления оценки соответствия внесенных изменений в получившую положительное заключение экспертизы проектную документацию требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований и иным требованиям, указанным в части 3.9. статьи 49 ГрК РФ, в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, порядок проведения которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Вышеуказанные нормы вступили в силу с 27 июня 2019 года.

Также федеральным законом внесены иные изменения в ГрК РФ, в том числе предусмотрено создание государственного информационного ресурса - реестра документов в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса (соответствующие нормы №151-ФЗ от 27.06.2019 г. вступают в силу с 25 декабря 2019 года), и классификатора строительной информации (соответствующие нормы №151-ФЗ от 27.06.2019 г. вступают в силу с 1 декабря 2020 года).

Федеральный закон №151-ФЗ от 27 июня 2019 года опубликован на официальном интернет-портале правовой информации:

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201906270037?index=0&rangeSize=1

Free Joomla Templates by JoomlaShine.com