19 мая 2023 года в МГСУ под председательством вице-президента НОПРИЗ Азария Лапидуса состоялась конференция «Проектные и организационно-технологические решения при проведении капитального ремонта МКД».
Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров отметил, что программа капитального ремонта стала одним из самых масштабных проектов модернизации жилищного фонда России, и обозначил основные задачи по ее развитию, которые заложены в отраслевую Стратегию 2030.
В числе перспективных задач — создание эффективного механизма учета жилищного фонда, формирование региональных программ и краткосрочных планов исходя из фактического технического состояния МКД, определение механизма, позволяющего проводить капитальный ремонт объектов культурного наследия и работ по замене лифтового оборудования; определение механизма, направленного на продление жизненного цикла МКД с высоким износом конструктивных элементов; установление единых требований по формированию и реализации региональных программ капитального ремонта и обеспечение финансовой устойчивости таких программ, докапитализация системы капитального ремонта за счет возврата НДС в отрасль; проведение капитального ремонта с выполнением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
По мнению Анвара Шамузафарова, важную роль в реализации всех заложенных Стратегией задач играет цифровизация. В широком смысле требуется технологическая, техническая и профессиональная трансформация отрасли.
Необходимо развитие отечественных технологий и программ информационного моделирования, подготовка специалистов с соответствующими цифровыми компетенциями. Важен переход экспертизы к инжиниринговым функциям, создание цифровых библиотек, качественное преобразование отрасли строительных материалов. Это комплексная задача, которую НОПРИЗ решает в тесном сотрудничестве с Аппаратом Правительства РФ, Министерством строительства и ЖКХ России, профильным комитетом Государственной Думы РФ, НОСТРОЙ.
Что касается ЖКХ, здесь, по мнению Анвара Шамузафарова, в первую очередь нужно сформировать цифровую государственную систему учета жилищного фонда и создать реестр капитального ремонта МКД. Должна функционировать система мониторинга состояния МКД для своевременного проведения ремонта, а жителям многоквартирных домов необходимо обеспечить доступ к информации путем таких инструментов, как электронная услуга «Дом» и цифровой паспорт жилых домов, созданный на основе исполнительной документации.
Президент НОПРИЗ обратил особое внимание на такую проблему, как отсутствие у эксплуатирующих, управляющих компаний исполнительной документации от застройщика, и указал на необходимость законодательного закрепления обязанности передачи данной документации.
Далее Анвар Шамузафаров рассказал об инициативах НОПРИЗ по реализации мегапроектов, касающихся, в том числе, и сферы ЖКХ.
Первый мегапроект связан с необходимостью создания отечественного программного обеспечения для целей выполнения архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства, включая линейные объекты, и подготовки документации по инженерным изысканиям.
Второй проект связан с разработкой системы автоматических проверок и переводом документов в машиночитаемый формат. Следующий предложенный НОПРИЗ мегапроект касается создания отечественных производств в области климатической техники для систем отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха и холодоснабжения. Также необходимо создание отечественных производств в области систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения для индивидуального жилищного строительства.
Еще одним важнейшим мегапроектом должно стать развитие промышленности строительных материалов и изделий включая разработку и внедрение российской системы нотификации промышленности строительных материалов, изделий и оборудования, включая климатическую технику, а задачей НОПРИЗ в реализации данного направления — создания системы оценки соответствия выпускаемых строительных материалов и изделий.
Ректор НИУ МГСУ Павел Акимов поблагодарил президента НОПРИЗ Анвара Шамузафарова за продуктивное сотрудничество НОПРИЗ и университета в части разработки профессиональных стандартов, развития университетского кампуса, а также работу над формированием нового стандарта высшего образования.
Заместитель директора департамента стратегических проектов Минстроя России Анна Огурцова рассказал, что система капитального ремонта была запущена в работу 10 лет назад и уже показала свои устойчивые положительные результаты. В числе проблемных вопросов, требующих оперативного решения, остается отсутствие документации, необходимой для эксплуатации жилищного фонда. Сегодня ведется работа по созданию паспорта многоквартирного дома, который должен стать ядром новой системы ЖКХ. Анна Огурцова поблагодарила МГСУ и НОПРИЗ за сотрудничество с Минстроем России, активное участие в решении вопросов капитального ремонта МКД и организацию конференций с участием профессионального и научного сообщества.
Исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта многоквартирных домов Анна Мамонова отметила важность формирования правил капитального ремонта МКД с учетом практики и опыта работы всех региональных министерств строительства и ЖКХ и фондов капитального ремонта. Также она указала на необходимость корректировки ГОСТов в части капитального ремонта.
Заместитель генерального директора публично-правовой компании «Фонд развития территорий» Олег Рурин отметил важность создания единого документа — правил проведения обследований объектов капитального домостроения.
С приветственным словом к участникам конференции также обратился начальник ФГБУ «Управление по эксплуатации зданий высших органов власти» Управления делами Президента РФ Роман Ершов.
В ходе конференции с докладами выступили вице-президент НОПРИЗ, заведующий кафедрой «Технологии и организация строительного производства» НИУ МГСУ Азарий Лапидус («Проблемы капитального ремонта зданий и сооружений. Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов»); и.о. заведующего кафедрой «Испытания сооружений» НИУ МГСУ Дмитрий Топчий («Свод правил «Здания жилые многоквартирные. Правила определения потребности в проведении капитального ремонта»); заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ Надежда Прокопьева («Профессиональный стандарт “Специалист по оценке технического состояния многоквартирных домов, их строительных конструкций для определения потребности в проведении капитального ремонта”»); а также представители региональных министерств строительства и ЖКХ, доценты и преподаватели кафедры технологий и организации строительного производства НИУ МГСУ, эксперты публично-правовой компании «Фонд развития территорий».
Пресс-служба НОПРИЗ
21 апреля 2023 года в Москве под председательством президента НОСТРОЙ Антона Глушкова состоялся XXII Всероссийский съезд саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства.
В президиуме Съезда, который открылся под председательством президента НОСТРОЙ Антона Глушкова, присутствовали министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Ирек Файзуллин, председатель Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко, председатель Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Александр Дёмин, президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ), Президент Ассоциации Анвар Шамузафаров, президент Российского Союза строителей Владимир Яковлев, президент Союза архитекторов России Николай Шумаков, директор Правового департамента Минстроя России Олег Сперанский, почетный президент НОСТРОЙ Ефим Басин, вице-президент НОСТРОЙ Аркадий Чернецкий, ректор НИУ МГСУ Павел Акимов. Участниками Съезда стали вице-президенты НОСТРОЙ Антон Мороз и Александр Ишин, члены Совета, координаторы и сотрудники аппарата НОСТРОЙ.
Ирек Файзуллин в своей приветственной речи поблагодарил Национальное объединение строителей и лично Антона Глушкова за совместную работу, которая в условиях беспрецедентных санкций позволила в 2022 году выполнить задачи по ряду направлений. Большой объем работы сделан в части совершенствования нормативно-правового регулирования. Глава Минстроя России обозначил перед профессиональным сообществом и органами власти задачу на 2023 год – сократить количество согласований в строительном производстве еще на 101 процедуру. Одной из важных задач является обеспечение отечественной промышленности закупками материалов, которые производятся на территории России, и при этом повышение ответственности подрядных и проектных организаций, сказал Ирек Файзуллин.
Перед делегатами выступил Президент НОПРИЗ, Президент Ассоциации Анвар Шамузафаров.
Президент НОПРИЗ отметил сплоченную работу двух нацобъединений СРО, подчеркнув, что реализации инициатив, выдвигаемых НОПРИЗ и НОСТРОЙ, существенно способствуют Аппарат Правительства РФ, Минстрой России, профильный комитет Госдумы, профессиональные объединения в области строительства и других отраслей экономики.
Анвар Шамузафаров указал на тот факт, что вице-премьер РФ Марат Хуснуллин 20 апреля текущего года в ходе заседания Президиума Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации и Коллегии Минстроя России помимо положительной оценки результатов работы строительной отрасли за последние три года дал также предложения по ее усовершенствованию, рекомендовав не останавливаться на достигнутом.
Анвар Шамузафаров обратил внимание на важность внесения поправок в федеральные законы, регулирующие строительную отрасль, особенно поблагодарив председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова за совместную деятельность над Техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений и подготовке предложений в соответствующий законопроект. По словам Анвара Шамузафарова, указанным законопроектом будут предусмотрены поправки в еще несколько федеральных законов, которые прорабатываются НОПРИЗ и НОСТРОЙ совместно с Госдумой РФ, Минстроем России и касаются не только упрощения системы технического регулирования и снятия некоторых административных барьеров, но и законодательного закрепления прав и полномочий ГИП, ГАП и ГИС.
Также в числе приоритетных задач Анвар Шамузафаров назвал задачи по оценке эффективности и качества работы специалистов, включенных в НРС. «Нацобъединениям дано право исключать специалистов из НРС, если они не эффективно работают. Также мы рассчитываем внести в законодательство поправки, касающиеся оценки опыта и деловой репутации компаний, для того, чтобы изменить ситуацию при участии в тендерах, сместив акцент при выборе организации на ее репутационную составляющую», — подытожил президент НОПРИЗ.
Первым в повестке Съезда был рассмотрен вопрос «Об утверждении отчета о деятельности Ассоциации «Национальное объединение строителей» за 2022 год». С докладом на эту тему выступил президент НОСТРОЙ Антон Глушков.
Далее Съезд рассмотрел вопрос о выдвижении кандидатуры для избрания на должность президента НОСТРОЙ. Антон Глушков стал единственным, чью кандидатуру на рассмотрение и утверждение окружных конференций предложили саморегулируемые организации каждого федерального округа, а также Москвы и Санкт-Петербурга. Съезд избрал его главой НОСТРОЙ на ближайшие четыре года.
В торжественной части мероприятия Анвар Шамузафаров наградил генерального директора ассоциации СРО «Региональное объединение строителей «Развитие» Юлию Лисечко нагрудным знаком НОПРИЗ.
По всем вопросам деловой повестки XXII съезда НОСТРОЙ были приняты решения.
20 апреля 2023 года состоялось совместное заседание Президиума (штаба) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации и Коллегии Минстроя России под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина и министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина.
Участие в заседании принял президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков Анвар Шамузафаров.
Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин в своем обращении подчеркнул, что строительная отрасль является драйвером развития России и ключевой отраслью национальной экономики. Создание комфортной и безопасной среды для жизни россиян признано национальной целью развития и приоритетной задачей для отечественного строительного комплекса.
В 2022 году обновлен национальный рекорд по строительству нового жилья — введено в эксплуатацию 103 млн квадратных метров, 3 млн семей улучшили свои жилищные условия, 200 тысяч человек переселены из аварийных домов, проведен капитальный ремонт 50 тысяч многоквартирных домов.
«Важнейшей задачей становится обеспечение долгосрочного устойчивого развития строительной отрасли», — подчеркнул Михаил Мишустин и добавил, что все условия для этого есть. Ключевыми инструментами должны стать инфраструктурные бюджетные кредиты до 180 млрд рублей и облигации, развитие импортозамещающей промышленности строительных материалов и обеспечение технологического суверенитета Российской Федерации.
Необходимо обеспечить непрерывное социально-экономическое развитие регионов России, а также восстановление инфраструктуры новых территорий и их опережающее развитие для повышения качества жизни населения до общероссийского уровня.
Марат Хуснуллин в своем выступлении отметил, что строительная отрасль работает в первую очередь для повышения качества жизни россиян. Колоссальную работу в этом направлении выполняет Минстрой России, который взял на себя координационную роль в реализации государственных строительных и инфраструктурных программ. Сегодня во всех регионах России созданы штабы по строительству с участием глав субъектов.
«Взаимодействие всех уровней власти и системная работа — основа тех рекордных результатов по строительству и реконструкции жилья, которые показывает отечественный строительный комплекс сегодня», — подчеркнул Марат Хуснуллин и добавил, что строительная отрасль достигла 15% роста с 2020 года.
За 2022 год уложено 176 млн квадратных метров нового асфальтового покрытия, введено 160 млн квадратных метров недвижимости (но только 35 млн из них приходится на объекты промышленного и коммерческого строительства), растут темпы индивидуального жилищного строительства, все регионы работают с опережением графика при реализации строительных программ и инфраструктурных проектов. До 2030 года стоит задача ввести в эксплуатацию 1 млрд квадратных метров жилья — каждый пятый квадратный метр жилья в России будет новым.
Повышение темпов развития строительной отрасли возможно только в тесной координации с другими отраслями народного хозяйства. Большое внимание этому вопросу уделяют Президент Российской Федерации Владимир Путин и Правительство России.
Новой ключевой задачей становится планомерное повышение объемов промышленного и коммерческого строительства во всех регионах России для обеспечения их последовательного устойчивого развития и привлечения инвесторов и бизнеса.
Марат Хуснуллин проинформировал участников заседания, что Стратегия социально-экономического развития новых территорий до 2030 года готова и находится на стадии утверждения.
Вице-премьер подчеркнул, что сегодня крупнейшим негосударственным инвестором жилищного строительства является население России — общая сумма вложений 9 трлн рублей. Для поддержки людей необходимо продолжать расширение программ ипотечного кредитования, уже принято решение продлить действующие программы до середины 2024 года и ведется работа над новыми возможностями.
В 2022 году Минстрой России провел масштабную работу по 23 строительным программам с участием федерального правительства и 53 федеральных заказчиков, а также по восстановлению инфраструктуры Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей. Целевое освоение годового бюджета ведомства составило 96,2%. Все задачи, поставленные на 2022 год были выполнены в полном объеме, налажена системная работа.
Марат Хуснуллин отметил, что Минстроем России совместно с Государственной Думой, Советом Федерации, Правительством России и профессиональным сообществом проведена колоссальная работа по совершенствованию нормативно-правовой и технической базы строительной отрасли, а также по снижению административных барьеров. Количество обязательных процедур и согласований уменьшено с 989 до 750. Принято 29 законов, 150 поправок и 650 нормативных актов Правительства России.
Заместитель Председателя Правительства России поблагодарил Министерство финансов и Министерство экономического развития Российской Федерации за содействие в реализации программы инфраструктурных бюджетных кредитов, общая сумма которых в 2022 году составила более триллиона рублей.
Помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин отметил высокие результаты системной работы Минстроя России по всем отраслевым и смежным направлениям в тесной координации с комиссиями Государственного совета и подчеркнул, что одной из важнейших задач на 2023 год становится опережающее развитие транспортно-дорожной и инженерной инфраструктуры для обеспечения доступности объектов нового строительства.
Помощник Президента Российской Федерации Максим Орешкин добавил, что строительство инфраструктуры и нового жилья станет основой развития России на ближайшие 6 лет согласно новой модели экономического роста. Для реализации этих задач необходимо уделить особое внимание развитию промышленности строительных материалов, повышению качества подготовки кадров в профильных вузах и колледжах, а также повышению художественного уровня архитектурно-строительного проектирования для формирования привлекательного облика новых объектов и кварталов.
Ирек Файзуллин представил отчет о результатах работы Минстроя России в 2022 году. В отрасли задействовано 11 млн человек. На новых территориях восстановлено 3787 объектов и возведено 53 новых объекта с использованием 5 тысяч единиц специальной техники.
Ирек Файзуллин поблагодарил Владимира Путина, Администрацию Президента, Правительство Российской Федерации, Совет Федерации, Государственную Думу, комиссии Государственного совета, Общественный совет при Минстрое России, глав регионов, ведомств и профессиональных объединений за поддержку строительной отрасли и оперативное решение вопросов, связанных с реализацией ключевых инфраструктурных проектов и программ. «Тесная координация всех органов власти и участников инвестиционно-строительного цикла — основа для заданных темпов работы», — подчеркнул министр.
Минстрой России совместно с Правительством России провел масштабную работу по утверждению нормативно-правовых основ типового проектирования, ведется отбор типовых решений и проектов для регионов России с учетом их природно-климатической и социально-экономической специфики. Также прорабатывается вопрос утверждения типовых проектов для ИЖС.
Совместно с Росреестром создается единая федеральная электронная карта земельных участков, вместе с ДОМ.РФ реализуется ряд клиентских сервисов и программ, включая электронную базу проектной документации с использованием типовых решений для бесплатного повторного использования.
Программы расселения аварийного жилья реализуются с опережением графика. 14 регионов завершили текущие программы, 9 из них начали расселять жилье, признанное аварийным после 1 января 2017 года. По состоянию на 2023 год в реестре находится 291 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В первом квартале 2023 года введено 28,9 млн квадратных метров жилья.
Ирек Файзуллин подчеркнул, что ключевыми задачами на 2023 год являются дальнейшее сокращение инвестиционно-строительного цикла, совершенствование ценообразования на проектно-изыскательские и строительные работы и повышение размера заработной платы специалистов.
Осуществляется переход на ресурсно-индексный метод определения цен (в первом квартале 2023 года на него перешли 7 регионов, во втором квартале 2023 года перейдут еще 16 регионов), стоимость строительных материалов находится на особом контроле Минстроя России и Федеральной антимонопольной службы.
Совместно с Министерством просвещения, Министерством образования и науки и участниками отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» Минстрой России проводит обновление образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов для обеспечения потребностей отрасли в квалифицированных изыскателях, проектировщиках и строителях.
Еще одной важной задачей на 2023 год является капитальный ремонт многоквартирных домов, обновление жилищно-коммунальной инфраструктуры и инженерных сетей, обновление тарифной политики (действующие тарифы заморожены до 1 июля 2024 года).
В рамках реализации программы формирования комфортной городской среды отобран 21 млн площадок, особое внимание уделено регионам Дальнего Востока и Сибири.
С докладами о реализации строительных и инфраструктурных программ в регионах России выступили полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Владимир Якушев, Раис Татарстана Рустам Минниханов и глава Донецкой Народной Республики Денис Пушилин.
Рустам Минниханов выступил с предложениями по улучшению условий семейной ипотеки, расширению федеральных программ субсидирования регионального строительства и программ модернизации ЖКХ, совершенствованию обслуживания газового хозяйства, управления жилищным фондом и его капитальным ремонтом, развитию промышленности строительных материалов.
Председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин отметил высокие результаты работы Минстроя России в 2022 году и доложил результаты мониторинга оценки этой деятельности россиянами. Важнейшими вопросами, которые волнуют граждан, являются стоимость жилья, развитие ИЖС и стоимость строительных материалов. Сергей Степашин выступил с инициативами по улучшению ситуации в данных сферах, а также в вопросах борьбы с фальсифицированной продукцией на строительном рынке и формирования новой программы расселения аварийного жилья федерального уровня.
Пресс-служба НОПРИЗ
20 апреля 2023 года в гостинице «Рэдиссон Славянская» в Москве в рамках предсъездовских мероприятий НОСТРОЙ под председательством президента Национального объединения строителей Антона Глушкова состоялся круглый стол «Строительный комплекс и система саморегулирования. Практические аспекты». Сомодератором выступил председатель Экспертного совета НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере Алексей Белоусов.
Президент НОПРИЗ Анвар Шамузафаров рассказал об итогах заседания Президиума Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации и Коллегии Минстроя России под председательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина и министра строительства и ЖКХ Ирека Файзуллина и отметил, что в докладе Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина, посвященном ходу реализации отраслевой Стратегии 2030, были сделаны акценты на те разделы, активное участие в формировании которых принимали НОПРИЗ и НОСТРОЙ.
Были детализированы следующие направления:
– внедрение комплайнса, подразумевающее исключение необходимости прохождения процедур оценки соответствия для наиболее опытных и зарекомендовавших себя участников строительного рынка;
– осуществление перевода нормативно-технических документов в машиночитаемый/машинопонимаемый формат;
– обеспечение применения параметрического метода нормирования и риск-ориентированного подхода.
Анвар Шамузафаров остановился на важных аспектах разработки Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Он отметил, что соответствующий законопроект внесен в Госдуму РФ и детально был обсужден на заседании ГД 19 апреля. Президент НОПРИЗ отметил положительную тенденцию, касающуюся ухода от многоуровневой системы нормирования, регулируемой Минстроем, Правительством РФ и ГОСТами одновременно, однако подчеркнул важность законодательного повышения ответственности ГИПов, ГАПов и ГИСов при условии существенного уменьшения влияния государства на проектно-изыскательскую и строительную деятельность.
«Мы с Антоном Николаевичем считаем, что при условии ликвидации ранее существовавших способов доказательства безопасности зданий и сооружений (своды правил, национальные стандарты, СТУ) и необходимости перехода на параметрический метод и риск-ориентированный подход, важно законодательно закрепить статус и повысить ответственность профессионалов, а также четко очертить правовой статус стандартов организаций. Сохранение государственного регулирования на федеральном уровне целесообразно для экспертизы, надзора и контроля строительства бюджетных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства; унификации методологии регионального строительного надзора. Дальнейшего сокращения инвестиционно-строительного цикла объекта в рамках регуляторной гильотины возможно достичь путем инжинирингового сопровождения проектов, реализуемых за счет частных инвестиций и развития саморегулирования в части передачи разрешительных, экспертных и контрольных функций в систему СРО», — резюмировал Анвар Шамузафаров.
Президент НОПРИЗ обозначил несколько наиболее актуальных направлений работы нацобъединения и назвал 10 первоочередных законов, над поправками в которые НОПРИЗ работает в настоящее время. Это внесение изменений:
– в Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 722, 740-757, 758-762, 1294) для распределения полномочий и ответственности между физическими и юридическими лицами;
– Градостроительный кодекс (статьи 48,49, 52,60) для увеличения полномочий ГИП и ГАП;
– Трудовой кодекс Российской Федерации (главы 39, 43 и 55) в части регулирования труда и ответственности специалистов в строительной сфере;
– Технический регламент о безопасности зданий и сооружений и ряд федеральных законов (№ 44-ФЗ, № 224-ФЗ, «Закон об архитектурной деятельности»).
Анвар Шамузафаров рассказал о совместной деятельности с Главгосэкспертизой России и ФАУ «ФЦС» в части вопросов ценообразования, проработки задач предпроектной стадии, а также оснований для исключения специалистов из НРС. На сегодняшний день имеется около пятисот жалоб на экспертов изыскательских и проектных организаций, проекты которых не смогли пройти экспертизу.
Главгосэкпертиза России заинтересована в объективном рассмотрении данных жалоб. В НОПРИЗ под председательством вице-президента нацобъединения Николая Капинуса действует комиссия по рассмотрению заявлений об исключении сведений о физических лицах из Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. С конца прошлого года состоялось нескольких заседаний комиссии, в ходе которых не было найдено оснований для исключениях рассматриваемых физических лиц из реестра.
Антон Глушков отметил, что в строительной отрасли четко прослеживается тенденция снижения стоимости жизненного цикла объектов капитального строительства при повышении качества планирования и проектирования.
Алексей Белоусов подчеркнул, что профессиональное проектное и строительное сообщество получает четкие сигналы от Правительства России о том, что темпы строительства будут только расти, а национальные объединения СРО должны способствовать данному процессу.
Также в ходе заседания круглого стола выступили: управляющий директор АО «ДОМ.РФ» Анатолий Азизов, председатель комитета по цифровой трансформации строительной отрасли НОСТРОЙ Ирина Кузьма, председатель СПК в строительстве Александр Ишин, руководители строительных СРО.
Кроме вышеуказанных вопросов была рассмотрена практика работы центров оценки квалификации и задачи повышения квалификации в строительстве в целом, практика исполнения договоров подряда, подготовка законодательных инициатив национальными объединениями СРО совместно с ДОМ.РФ.
Пресс-служба НОПРИЗ
Президент нацобъединения Анвар Шамузафаров специально для отраслевого журнала «Строительство» прокомментировал итоги XII Всероссийского съезда НОПРИЗ.
– Анвар Шамухамедович, вы перед Съездом приняли участие практически во всех окружных конференциях и наверняка сформировали себе список самых горячих вопросов и потребностей проектно-изыскательского сообщества, которые НОПРИЗ нужно на себя брать и решать. Какие из них вы можете назвать сейчас?
– В своем выступлении на Съезде я старался максимально полно эти болевые точки отразить.
Это, во-первых, недостаточный уровень финансирования деятельности изыскателей и проектировщиков — мы об этом много говорили и на Съезде, и на конференциях перед Съездом. Сегодня мы подготовили обширные поправки в законодательство, связанные с усилением полномочий, прав и, соответственно, уровня оплаты ГИПов, ГАПов и главных инженеров стройки.
Второй важный вопрос, который возник год назад, — это предложение Михаила Богданова перейти от саморегулирования юридических лиц к саморегулированию физических лиц, и определенный элемент правильности в его точке зрения тоже есть. Конечно, ломать действующую систему полностью нельзя, потому что она соответствует системе законодательства Российской Федерации, которая построена на учете интересов в первую очередь юридических лиц. Но тем не менее мы также подготовили предложения в законодательство как раз по усилению роли и ответственности специалиста по инженерным изысканиям, ГИПов и ГАПов. То есть и в этом направлении мы двинулись на встречу друг другу.
Когда мы говорим о переходе на новую систему технического регулирования, стоит напомнить, что во многом поправки в законодательство связаны с теми предложениями, которые НОПРИЗ представил в Концепции совершенствования системы технического регулирования. Сейчас у нас действует трехэтажная система утверждения документов технического регулирования — то есть часть СП и ГОСТов утверждает Минстрой России, а потом из них вычленяются какие-то определенные обязательные положения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации. И еще существует система ГОСТов, которые утверждает Росстандарт, и которые проходят через технические комитеты по стандартизации. Мы превращаем трехэтажную систему в одноэтажную — все нормативно-технические документы будут утверждаться только Минстроем, и он же будет включать в общий реестр документы, которые утверждаются в системе Росстандарта. Это в известной степени наведет порядок в нормативно-технических документах, а приоритет получает инженер, архитектор, проектировщик, которые должны будут назвать все те документы, на основе которых они проектируют тот или иной объект.
Это очень большая ответственность для всех участников, но возложение ответственности то на Правительство, то на Госдуму создавало ложное впечатление, что они за что-то в этой части отвечают. Но как может отвечать за технические и технологические вопросы Госдума, где, может, и есть технические специалисты, но очень немного? Когда готовился закон о техническом регулировании, я говорил, что есть вечные истины вроде закона Ньютона, закона Эйнштейна и числа «пи», которые не должны утверждаться Государственной Думой, — они действуют объективно вне зависимости от того, что по этому поводу думает Госдума. Но тогда почему-то посчитали, что какие-то технические вопросы нужно выносить на уровень Госдумы и Правительства России, хотя эти органы власти должны заниматься только общестратегическими и общеправовыми вопросами. А технические и технологические вопросы — это прерогатива специалистов. Сейчас мы возвращаемся к этой разумной системе.
И, конечно, много проблем и вопросов у нас возникает по переходу на независимую оценку квалификации (НОК). Сейчас в области изысканий и проектирования уже аккредитовано около ста экзаменационных центров, и сдача экзаменов по НОК постепенно нарастает. Есть некоторая проблема с формированием групп экспертов, которые должны принимать НОК, — мы с ней столкнулись на Дальнем Востоке и сейчас стараемся ее решить. Также есть замечания от коллег, что НОК все больше начинает напоминать ЕГЭ, что это компьютерные тесты, и тут действует не опыт и квалификация, а умение пользоваться компьютером и хорошая память на вызубренные ответы.
В каких-то случаях специалисты не успевают среагировать и нажать на правильную кнопку на компьютере — особенно, чем старше и опытней специалист, тем тяжелее ему овладеть этими скоростными навыками сдачи экзамена. Но пока требования таковы, и мы будем смотреть, что здесь можно улучшить.
– Анвар Шамухамедович, а будет ли НОПРИЗ уделять внимание вопросам архитектуры, что называется, в «чистом виде»? Ведь все процессы начинаются все-таки с нее?
– Мы постараемся вернуть архитектуре ее истинное место и значимость. Сегодня мы ведем одну большую работу, а именно — готовим антологию исторических городов и сел России. Пока предполагается, что это будет 8-томник, в котором будут учтены истории создания, существования, формирования 1200 исторических городов и сел России. Это колоссальный труд. Мы надеемся, что мы успеем этот труд сделать к выборам Президента России и хотим подарить это издание Президенту России как то, чем Россия владеет.
В антологию исторических городов войдут города и села, созданные до 1914 года. А все, что создано позже 1914 года, войдет в отдельную большую работу, посвященную уже советской истории архитектуры и градостроительства. Мы будем делать красивое, солидное издание на хорошем полиграфическом уровне, потому что у нас такого труда, посвященного в целом всей истории всех городов и сел России, нет. Там будут статьи и разделы, связанные с градостроительной структурой России, Российской империи, проведен анализ, на каких принципах строилось размещение и развитие поселений. Мы таким образом оцениваем градостроительную структуру России — как она исторически формировалась и создавалась, как она существовала эти тысячи лет, как она существует сегодня и будет развиваться завтра.
Мы таким же образом решили переделать и закон «Об архитектуре». Мы больше не называем его законом «Об архитектурной деятельности», потому что деятельность — это работа сегодняшнего дня. А мы пишем закон «Об архитектуре», который отразит тысячелетние традиции российской архитектуры и градостроительства, то, как это формировалось и существует, начиная с самых древних городов, которым по 2500 тысячи лет и до сегодняшнего дня. Потому что защищать созданное архитектурное наследие — это тоже огромная проблема и задача, а мы не всегда бываем внимательны к сохранению архитектуры и архитектурной среды. Так что в законе мы пропишем об архитектуре России в целом и об архитектурной деятельности сегодняшнего и завтрашнего дня.
– Вы находите поддержку инициативам НОПРИЗ в органах власти?
– Несомненно! Очень большая помощь НОПРИЗ идет от Минстроя России, они все время держат на контроле все, что у нас происходит. И, конечно, нам очень помогает председатель профильного комитета Госдумы Сергей Александрович Пахомов. Мы с ним очень плотно взаимодействуем и сегодня договорились, что НОПРИЗ составит план действий и инициатив в области законодательства, и мы совместно с профильным комитетом будем по нему работать. И, конечно, мы очень активно работаем и с Общественными советами при Минстрое России и при Ростехнадзоре, и они нам также активно помогают во всех вопросах.
Так что работы много, но мы с ней обязательно справимся!
Лариса Поршнева. — АНСБ // 18.04.2023 г.
Материал также опубликован в апрельском номере отраслевого журнала «Строительство»