Поручение Президента РФ от 22 апреля 2020 г.
"Перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития строительной отрасли"
23 апреля 2020
Президент утвердил перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития строительной отрасли, состоявшегося 16 апреля 2020 года.
1. Правительству Российской Федерации при разработке мер поддержки строительной отрасли обеспечить:
а) утверждение льготной ипотечной программы, в рамках которой до 1 ноября 2020 г. гражданам предоставляются ипотечные кредиты на покупку жилья на первичном рынке в размере до 3 млн. рублей, в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях - до 8 млн. рублей по ставке 6,5 процентов годовых на весь срок кредита;
б) реализацию комплекса мер, направленных на доступность банковских кредитов, в том числе путем компенсации процентных ставок по кредитам (займам), выдаваемым организациям строительной отрасли, которые сохраняют численность занятых работников и предоставили обязательства по завершению строительства многоквартирных домов, запланированных к вводу в эксплуатацию в 2020 и 2021 годах;
в) докапитализацию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" в объеме 30 млрд. рублей на цели восстановления прав граждан - участников долевого строительства;
г) предоставление государственной гарантии Российской Федерации акционерному обществу "ДОМ.РФ" в объеме 50 млрд. рублей в целях обеспечения привлечения заемных средств и приобретения стандартного жилья у организаций - застройщиков в целях его последующей реализации.
Срок - 1 мая 2020 г.;
д) рассмотрение вопроса о перераспределении в рамках национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и в рамках программ переселения граждан из аварийных многоквартирных домов соответствующих бюджетных ассигнований в целях опережающего достижения запланированных показателей строительства и ремонта дорог, объектов дорожной инфраструктуры и расселения аварийных многоквартирных домов.
Срок - до 18 мая 2020 г.;
е) реализацию масштабных инфраструктурных проектов, в том числе по:
развитию железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей;
строительству ближних и дальних подходов к транспортному переходу через Керченский пролив;
развитию автодорожной и железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, в центральном транспортном узле, а также на Черноморском побережье России;
модернизации аэродромных комплексов, в том числе в городах Челябинск, Пермь, Хабаровск, Норильск;
развитию портовой инфраструктуры в Мурманске, Балтийском и Азово-Черноморском бассейнах, а также в Дальневосточном федеральном округе.
Доклад - до 1 июня 2020 г., далее - 1 раз в полгода;
ж) принятие решения по увеличению до 50 процентов максимального размера аванса при исполнении ранее заключенных контрактов на осуществление работ по созданию объектов капитального строительства;
з) принятие мер по продолжению ранее запланированных работ по проектированию, строительству, реконструкций, капитальному ремонту объектов транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе заключению соответствующих государственных или муниципальных контрактов;
и) внедрение системы организации работы организаций строительной отрасли, в том числе функционирующих вахтовым методом, с учетом рекомендаций по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) и включающей проведение экспресс-тестирования;
к) предоставление возможности государственным заказчикам не применять ряд штрафных санкций к исполнителям работ по государственным контрактам на реализацию проектов в области строительства объектов капитального строительства, в случае, если их неисполнение вызвано ограничениями, связанными с мерами по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
Срок - 1 мая 2020 г.;
л) проработку вопросов:
о целесообразности установления до 1 января 2021 г. порядка использования средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области строительства, проектирования и инженерных изысканий в целях поддержки своих членов;
о включении строительной отрасли в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, для оказания мер федеральной поддержки в субъектах Российской Федерации, в которых с учетом сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки принято решение о приостановлении строительных работ.
Срок - 20 мая 2020 г.
Ответственный: Мишустин М.В.;
м) совместно с высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации проведение в период введения мер по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) профилактических мероприятий, направленных на безопасность труда и защиту здоровья граждан, работающих в строительной отрасли, в целях поддержки непрерывного режима их работы, в первую очередь, на крупных объектах строительства.
Доклад - до 20 мая 2020 г.
Ответственные: Мишустин М.В., высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
2. Высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) с учетом ранее данных поручений обеспечить мониторинг состояния застройщиков, реализующих проекты по строительству жилья с привлечением средств участников долевого строительства, а также утвердить региональные планы мероприятий по поддержке строительной отрасли в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
Доклад - 20 мая 2020 г.
Ответственные: высшие должностное лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
Уважаемые коллеги!
В настоящее время принимается множество нормативных правовых актов, рекомендаций и разъяснений, касающихся деятельности организаций в период пандемии. Для членов Ассоциации СРО «МОП» мы постарались систематизировать их по разным темам.
Информация постоянно меняется, как и ситуация в мире. Данные будут обновляться и дополняться.
Если у вас есть вопросы, замечания или предложения в отношении указанной выше информации просим присылать их на эл. адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2020 г N 557
Приложение № 3 к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 440 дополнено пунктом 3 следующего содержания:
"3. Оценка соответствия объектов капитального строительства в целях выдачи заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3 8 и 3 9 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проводится в виде выездных проверок исключительно по основанию, установленному подпунктом "а" пункта 3 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также по извещению от застройщика (заказчика) об окончании строительства в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации."
Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году"
Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации приведены в Приложении № 3:Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" приведены в Приложении № 5;
Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" приведены в Приложении № 6;
Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Федеральным законом "Об электроэнергетике" приведены в Приложении № 8:
Оформление трудовых правоотношений
Информация Федеральной службы по труду и занятости от 24 марта 2020 г.: "Сервис "Коронавирус: горячая линия" запущен на "Онлайнинспекция.рф".
Регистрация на портале «Работа в России»:
Изменения, внесенные в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", позволяют иностранным гражданам, прибывшим в Россию в безвизовом порядке и ведущим трудовую деятельность на основании патента, неоднократно обращаться с заявлением о переоформлении патента без выезда из страны.
В условиях пандемии коронавируса такой подход позволит сохранить законопослушным иностранным гражданам право на пребывание и ведение трудовой деятельности в России.
Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году"
В Приложении 3 к указанному Постановлению установлены особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Национальное объединение строителей резюмировало, что на сегодняшний день большинство субъектов Российской Федерации положительно отнеслись к инициативе профессионального сообщества, Минстроя России, НОСТРОЙ и самих саморегулируемых организаций не прерывать деятельность стройкомплекса для сохранения условий безопасного проживания граждан, а также для осуществления непрерывных производственных строительных процессов на территории России даже в сложившейся эпидемиологической ситуации. Представители вышеупомянутых организаций смогли аргументированно доказать, что непрерывная деятельность строительных компаний напрямую связана с развитием и жизнеобеспечением каждого субъекта страны.
Эти данные, в свою очередь, были получены нацобъединением из распоряжений региональных органов государственной власти, через саморегулирумемые организации, работающие в рамках заключённых между НОСТРОЙ и органами власти субъектов соглашений, а также взяты с портала государственной системы правовой информации.
По состоянию на текущий момент можно констатировать, что в 49 субъектах России постановлениями местных правительств и иными нормативными актами региональных органов исполнительной власти строительство РАЗРЕШЕНО с соблюдением норм противоэпидемической безопасности. Еще в 38 субъектах функционирование строительных площадок, деятельность строительных компаний, предприятий строительной индустрии и производства строительных материалов НЕ ЗАПРЕЩЕНА, что также позволяет им работать при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических норм безопасности, обеспечивая тем самым жизнедеятельность данных регионов. Оставшиеся 8 субъектов пока не выпустили нормативных актов, определяющих возможность или невозможность осуществления деятельности строительных компаний.
Результаты анализа постановлений/решений/поручений/писем органов государственной власти субъектов Российской Федерации
О принятых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в части строительства.
№ |
Решение |
Количество субъектов РФ |
Наименования субъектов РФ |
1 |
Стройка разрешена |
49 |
Алтайский край Архангельская область Белгородская область Брянская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Кировская область Костромская область Красноярский край Курская область Ленинградская область Москва Московская область Мурманская область Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Карелия Республика Крым Республика Северная Осетия — Алания Республика Татарстан Республика Хакасия Рязанская область Самарская область Санкт-Петербург Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Тульская область Тюменская область Удмуртская республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Челябинская область Чеченская республика Чувашская республика Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область |
2 |
В перечень организаций, деятельность которых запрещена строительные организации не включены |
28 |
Амурская область Астраханская область Владимирская область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Краснодарский край Липецкая область Орловская область Пензенская область Республика Адыгея Республика Башкортостан Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Коми Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Тыва Ростовская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область |
4 |
На 06.04.2020 нет разъяснений или отсутствуют соответствующие документы на портале правовой информации по субъектам |
8 |
Еврейская автономная область Кабардино-Балкарская республика Карачаево-Черкесская Республика Курганская область Магаданская область Ненецкий автономный округ Республика Марий Эл Чукотский автономный округ |
Более детальная информация по каждому субъекту Российской Федерации приведена в таблице (Приложение № 1).
Минфин России осуществляет подготовку проекта нормативно-правового акта Правительства Российской Федерации, предусматривающего возможность с 6 апреля 2020 г. осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в нерабочие дни, в том числе: