Национальное объединение строителей резюмировало, что на сегодняшний день большинство субъектов Российской Федерации положительно отнеслись к инициативе профессионального сообщества, Минстроя России, НОСТРОЙ и самих саморегулируемых организаций не прерывать деятельность стройкомплекса для сохранения условий безопасного проживания граждан, а также для осуществления непрерывных производственных строительных процессов на территории России даже в сложившейся эпидемиологической ситуации. Представители вышеупомянутых организаций смогли аргументированно доказать, что непрерывная деятельность строительных компаний напрямую связана с развитием и жизнеобеспечением каждого субъекта страны.
Эти данные, в свою очередь, были получены нацобъединением из распоряжений региональных органов государственной власти, через саморегулирумемые организации, работающие в рамках заключённых между НОСТРОЙ и органами власти субъектов соглашений, а также взяты с портала государственной системы правовой информации.
По состоянию на текущий момент можно констатировать, что в 49 субъектах России постановлениями местных правительств и иными нормативными актами региональных органов исполнительной власти строительство РАЗРЕШЕНО с соблюдением норм противоэпидемической безопасности. Еще в 38 субъектах функционирование строительных площадок, деятельность строительных компаний, предприятий строительной индустрии и производства строительных материалов НЕ ЗАПРЕЩЕНА, что также позволяет им работать при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических норм безопасности, обеспечивая тем самым жизнедеятельность данных регионов. Оставшиеся 8 субъектов пока не выпустили нормативных актов, определяющих возможность или невозможность осуществления деятельности строительных компаний.
Результаты анализа постановлений/решений/поручений/писем органов государственной власти субъектов Российской Федерации
О принятых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в части строительства.
№ |
Решение |
Количество субъектов РФ |
Наименования субъектов РФ |
1 |
Стройка разрешена |
49 |
Алтайский край Архангельская область Белгородская область Брянская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Кировская область Костромская область Красноярский край Курская область Ленинградская область Москва Московская область Мурманская область Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Алтай Республика Бурятия Республика Карелия Республика Крым Республика Северная Осетия — Алания Республика Татарстан Республика Хакасия Рязанская область Самарская область Санкт-Петербург Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Севастополь Смоленская область Тульская область Тюменская область Удмуртская республика Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский автономный округ - Югра Челябинская область Чеченская республика Чувашская республика Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область |
2 |
В перечень организаций, деятельность которых запрещена строительные организации не включены |
28 |
Амурская область Астраханская область Владимирская область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Краснодарский край Липецкая область Орловская область Пензенская область Республика Адыгея Республика Башкортостан Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Калмыкия Республика Коми Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Тыва Ростовская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область |
4 |
На 06.04.2020 нет разъяснений или отсутствуют соответствующие документы на портале правовой информации по субъектам |
8 |
Еврейская автономная область Кабардино-Балкарская республика Карачаево-Черкесская Республика Курганская область Магаданская область Ненецкий автономный округ Республика Марий Эл Чукотский автономный округ |
Более детальная информация по каждому субъекту Российской Федерации приведена в таблице (Приложение № 1).
Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году"
В Приложении 3 к указанному Постановлению установлены особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Минфин России осуществляет подготовку проекта нормативно-правового акта Правительства Российской Федерации, предусматривающего возможность с 6 апреля 2020 г. осуществлять закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в нерабочие дни, в том числе:
Письмо Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2020 г. №№ 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20 “О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV”
Минфин России, МЧС России, ФАС России в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, настоящим сообщают следующее.
1. Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", в силу пункта 3 статьи 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.
При этом требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Учитывая изложенное, распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, по мнению Минфина России, МЧС России, ФАС России носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее соответственно - Закон N 44-ФЗ, Закон N 98-ФЗ) заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг при необходимости оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме либо вследствие аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи. При этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в количестве, объеме, которые необходимы для оказания такой медицинской помощи либо вследствие таких аварии, обстоятельств непреодолимой силы, для предупреждения и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи, если применение конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно.
Учитывая, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик, в том числе для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций), вправе осуществить на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупку любых товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), требуемых заказчику в связи с возникновением таких обстоятельств, - то есть заказчик вправе осуществить такую закупку при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации (при введении режима повышенной готовности функционирования органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций).
3. Согласно части 9 статьи 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы.
Таким образом, в случае если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, в том числе в связи с мерами, принятыми в Российской Федерации и (или) в иностранных государствах в целях предотвращения такого распространения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе ссылаться на такие обстоятельства как на основание, освобождающее его от уплаты неустойки (штрафа, пени) по направленному заказчиком в соответствии с частью 6 статьи 34 Закона N 44-ФЗ требованию об уплате таких неустоек.
На кого распространяется Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней"?
Работодатель обязан выполнять Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", которым с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочие дни.
Пунктом 2 Указа установлено, что он не распространяется на работников:
а) непрерывно действующих организаций;
б) медицинских и аптечных организаций;
в) организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости;
г) организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения;
д) организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
Пунктами 3-5 Указа установлено, что органы государственной власти и местного самоуправления, а также средства массовой информации определяют численность государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также работников, обеспечивающих функционирование этих органов и организаций в период действия Указа.
Круг организаций, который продолжают работу с 30 марта по 3 апреля, определен следующими документами:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 N 762-р (органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе вносить изменения в этот список на уровне регионов, исходя из санитарно-эпидемической ситуации в субъекте) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003300002;
Рекомендации работодателям в отношении применения (распространения) на работников режима нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 г., одобренные на заседании оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации 26 марта 2020 г. http://static.government.ru/media/files/1rCRXQFzANZQKsZ0OJAuTaXma9xzMqa4.pdf;
Рекомендации работникам и работодателям в связи с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" и дополнения к ним:
https://rosmintrud.ru/labour/relationship/379
https://rosmintrud.ru/labour/relationship/380
Работники организаций, на которые не распространяется Указ, продолжают выполнять трудовые обязанности, в том числе при удаленной (на дому) организации работы. При этом необходимо соблюдать требования Минздрава России и Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Остальным компаниям необходимо приостановить работу во время нерабочей недели. Работники, осуществляющие удаленный режим работы, по согласованию с работодателем имеют право на его продолжение в период действия Указа с обязательным соблюдением требований Минздрава России и Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции.
Как будет производиться оплата труда за нерабочую неделю, может ли работодатель уменьшить з/п, либо оклад?
Указом установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Наличие в календарном месяце (март, апрель 2020 года) нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы работникам.
Работникам, оплачиваемым сдельно, за указанные нерабочие дни выплачивается соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом работодателя. Суммы расходов на эти цели относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Работникам организаций, на которые не распространяется действие Указа, оплата производится в обычном, а не повышенном размере, так как нерабочий день не относится к выходным или нерабочим праздничным дням.
Повышенная оплата работающим может быть установлена работодателем самостоятельно.
Что делать с отпуском в период действия Указа?
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
Если работник находится в отпуске в период с 30 марта по 3 апреля 2020 г., то отпуск на эти дни не продлевается.
Как вести табель в период действия Указа?
Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней" с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. Наличие в календарном месяце (март, апрель 2020 года) нерабочих дней не является основанием для снижения заработной платы работникам.
С 1 января 2013 г. согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" унифицированные формы по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России N 1, не являются обязательными к применению.
Работодатели самостоятельно могут установить код для отражения в табеле учета рабочего времени указанный период, учитывая, что он является оплачиваемым.
Штрафные санкции за невыполнение Указа
Несоблюдение Указа Президента, в частности - продолжение работы в нерабочие дни, может нарушать трудовое законодательство.
В случае принуждения работника организации, не относящейся к категориям, которые должны работать на этой неделе, исполнять трудовые обязанности под угрозой сокращения заработной платы или увольнения - необходимо сообщить в инспекцию труда.
На основании поступающей информации работодателю незамедлительно направляется предостережение о недопущении нарушения, а также проводится проверка трудовой инспекции. В случае подтверждения данных фактов, применяются меры инспекторского реагирования, работодателю выдается предписание с требованием устранить нарушения. Неустранение нарушения чревато штрафом для должностных лиц от 1 до 20 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей от 1 до 5 тыс. руб., для юридических лиц от 30 до 50 тыс. руб.
Права работника восстанавливаются, работодатель привлекается к ответственности.
Сообщить о фактах нарушения можно в инспекцию труда в своем регионе, а также через сервис "Коронавирус: горячая линия" на портале "Онлайнинспекция.рф".
Обращаем внимание, что если сотрудники компании работают удаленно, то в таком случае продолжать трудовую деятельность можно.
Можно ли уволить в период действия Указа и как оформлять?
В организациях, на которые распространяется режим нерабочих дней с 30 марта по 3 апреля 2020 года, и работники не работают, оформление прекращения трудовых отношений в этот период также не осуществляется.
На каких условиях должен оставаться дома работник старше 65 лет, если организация продолжает работать?
Работодатель обязан выполнять Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", которым с 30 марта по 3 апреля 2020 года установлены нерабочие дни.
Работники организаций, на которые не распространяется Указ, продолжают выполнять трудовые обязанности, в том числе при удаленной (на дому) организации работы. При этом необходимо соблюдать требования Минздрава России и Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции.